Наука

Олег Антонов

43

16:48, 13 Август 2015

Интер

"Интер" — больше, чем телевидение

Возглавлял Государственное предприятие «Антонов» — авиастроительный концерн Украины.

Под руководством Олега Константиновича Антонова были созданы:

  • планёры — Голубь, Рот Фронт-1, Рот Фронт-2, Рот Фронт-3, Рот Фронт-4, А-11, А-13, А-15;
  • транспортные самолёты — Ан-8, Ан-12, Ан-26, Ан-22 «Антей», Ан-32, Ан-72, Ан-124 «Руслан», Ан-74;
  • многоцелевые самолёты — Ан-2, Ан-14 «Пчёлка», Ан-30, Ан-28, Ан-3;
  • пассажирские самолёты — Ан-10 и Ан-24.

Самолёт-легенда АН-225 «Мрія»

Сверхтяжелый транспортный самолет Ан-225 «Мрія» предназначен для перевозки в любую точку мира крупногабаритных грузов как внутри грузовой кабины, так и на внешней подвеске. Размеры машины впечатляют: длина 84 м, размах крыльев 88,4 м, высота 18,1 м (как шестиэтажный дом), кабина расположена на высоте 4-этажного дома (11 м). Максимальная грузоподъемность — 250 тонн, крейсерская скорость как у пассажирских — 800 км/ч. При этом вес пустого самолета составляет всего 285 тонн, остальное — топливо и полезный груз.

Самый крупный сегодня в мире самолет Ан-225 «Мрия» обладает грузоподъемностью до 250 тонн и способен перевозить до 50 легковых автомобилей.

В августе 2009 года «Мечта» была занесена в Книгу рекордов Гиннесса за перевозку самого большого в истории авиации моногруза общим весом в 187,6 тонны. Это был генератор весом в 174 тонны, что транспортировался вместе со специальной рамой из немецкого Франкфурта в Ереван, для новой армянской электростанции. Экипаж самолета получил сертификат, свидетельствующий о внесении рекорда судна в «Книгу рекордов Гиннеса».

27 сентября 2012 во время проведения авиасалона Авиасвит-XXI в фюзеляже Ан-225 на высоте 10500 м произошел самый высокий в мире картинный показ. Тогда внутри «Мечты» было размещено 500 картин, авторами которых являются 90 художников. Этот рекорд был зафиксирован в Книге рекордов Гиннесса.

Это подтверждают и генералы, которые стоят рядом. Говорят, что достичь такой маневренности в небе при таких размерах довольно сложно. «Мечта» у нас одна, — присоединяются к разговору. — Она в единственном экземпляре. Могли бы и больше сделать, но это очень дорогое удовольствие ».

Самый большой самолет в мире Ан-225 «Мрия» — это визитная карточка Украины, и на этом авиасалоне самолет во второй раз установил рекорд Гиннесса. На этот раз подняв в небо картинную галерею!

Автор идеи Сергей Бойко к своей мечте шел 10 лет. «500 картин, 120 художников в воздухе, на высоте 9 км — это уже событие, и это делает Украина, это сделал Антонов», — делится впечатлениями он.

Официальный представитель Книги рекордов Гиннесса Джек Брукбенк подтверждает достижения, отметив: «Очень символично, что для установления рекорда был выбран именно этот самолет, ведь он уже есть в Книге рекордов Гиннесса, это великолепное сочетание выдающихся достижений человечества».

Третье предназначение «Мрії» — стать летающим космодромом — пока так и осталось мечтой. Хотя замгенерального конструктора АНТК им. Антонова Олег Богданов заверил нас: работы над проектом мобильного космического старта ведутся в России, пусть и очень медленно, потому что на него нет денег. Но идея эта не устарела, ибо опередила свое время минимум на полвека. Она проста и изящна: на «спину» Ан-225 устанавливается внешний топливный бак с прикрепленным к нему орбитальным самолетом в пилотируемом или беспилотном варианте. По размерам этот мини-«Буран» меньше большого «Бурана» — его длина всего 19 м против 26.

Ан-225 "Мрия" с "Бураном" на Ле-Бурже 1989

Ан-225 «Мрия» с «Бураном» на Ле-Бурже 1989 / avia-mir.com

На высоте 9—10 км происходит старт: «Мрія» делает «горку», в момент снижения от нее отделяется «космический пассажир», включаются двигатели, и корабль ложится на нужный курс, а «Мрія» возвращается на аэродром. «Челнок» после выполнения задачи также садится самостоятельно, причем ему не нужна специальная взлетно-посадочная полоса (ВПП), достаточно обычного аэродрома 1 класса (с ВПП длиной лишь 5 км). Такой космический самолет рассчитан на 100 запусков. Экипаж из двух человек может доставить на орбитальную станцию груз весом до 8 тонн, вывести на низкую орбиту (до 400 км) спутник.

Но ценность проекта не только в том, что вывести на орбиту кило полезного груза с помощью мини-«Бурана» стоит втрое дешевле по сравнению с одноразовыми ракетами-носителями «Союз» (12 000—15 000 $/кг) и многоразовыми средствами выведения первого поколения — «Буран» (СССР) и «Спейс Шаттл» (США) — (до 22 000 $/кг). Главное — возможность запуска в любом направлении, оперативность. Это значит, что такой корабль может быть спасательной космической шлюпкой для терпящего бедствие космолета, где бы тот ни находился.

Увы, воплотить все это в металл не только дорого (около $10 млрд.), но и сложно из-за того, что после развала СССР «Мрія» стала принадлежать Украине, а все космические проекты сосредоточены в России. Пока россияне не заинтересованы в мобильном старте. Денег нет, да МАКС им особо и не нужен — они используют для доставки грузов на орбитальную станцию МКС старые, проверенные временем одноразовые «Союзы», не считаясь с текущими затратами.

21 декабря 1988 года – Мрия совершила первый полет.

Читайте также